Friday, March 2, 2007

Глава 2 Адвентистская перестройка

Две недели назад я вернулся из двухнедельного путешествия по Советскому Союзу. Сложно представить себе более радикальную и драматическую перемену, чем та, которая произошла с этим государством за такое короткое время. За последний год цена на продукты питания и другие товары возросли более чем в три раза, при том, что зарплаты остались прежними и многие рабочие и служащие впервые в жизни лишились своих мест. Нерушимая некогда коммунистическая партия распалась на больше чем пятьсот различных партий и движений, рассеянных по пятнадцати нестабильным республикам, которые на самом деле распадаются все больше и больше.

Перед «гласностью» от среднего профессора университета могли потребовать разрешения от КГБ если он хотел подписаться на зарубежную газету, и любое критическое замечание в адрес правительства могло быстро отправить в Сибирь кого угодно. Сегодня же все могут говорить все что вздумается о правительстве, руководителях или о чем угодно еще, не опасаясь каких-либо гонений. Настоящий вулкан взорвался, когда коммунисты оставили позиции власти, и свершилась настоящая демократическая революция. Борис Ельцин, бывший некогда политическим аутсайдером стал новым героем своей нации и СССР, существовавший в прошлом, кажется, мертв окончательно. По иронии судьбы человек, совершивший эту революцию, давший народу беспрецедентные свободы самовыражения и слова, фактически стал первой жертвой этой революции. Путешествуя из города в город, я не переставал удивляться виденным повсюду портретам Джорджа Буша и Бориса Ельцина, выставленным рядом с карикатурами, всячески высмеивающими президента Горбачева. Человек, принесший свободу и открытость своей стране, стал объектом номер один, подвергающимся нападкам и критике со стороны новой свободы.

В сравнении с травмами и переживаниями, с которыми пришлось столкнуться Советскому Союзу, проблемы, определенные нами в адвентистской церкви, выглядят достаточно бледно. Тем не менее, существует немало параллелей между тем, что произошло в Советском Союзе, особенно перед неудавшейся попыткой путча, и тем, что происходит начинает происходить в адвентистской церкви сегодня. Одна общая черта, подчеркнутая нижеприведенными результатами исследования Valuegenesis (см. Таблицы 2 и 3), состоит в том, что молодые адвентисты в большинстве своем считают, что церковь должна переменить свое мышление и не может более сохранять существующий статус-кво. Остаток этой главы будет посвящен исследованию таких параллелей их значению для адвентистской перестройки сегодня.

Таблица 2

Церковь нуждается в более современном мышлении


Частота

Процент

Общая частота

Общий процент

1=Определенно не согласен

466

5,1

466

5,1

2=Скорее не согласен

1000

11,0

1644

16,1

3=Не знаю

2038

22,4

3504

38,6

4=Скорее согласен

3101

34,1

6605

72,7

5=Определенно согласен

2481

27,3

9086

100,0






Вычет = 1487





Таблица 3

Церковь крайне нуждается в изменениях


Частота

Процент

Общая частота

Общий процент

1=Определенно не согласен

644

7,2

644

7,2

2=Скорее не согласен

1383

15,5

2027

22,7

3=Не знаю

2758

30,8

4785

53,5

4=Скорее согласен

2429

27,2

7214

80,7

5=Определенно согласен

1727

19,3

8941

100,0






Вычет = 1632





Необходимо избавиться от страха перемен и принять радикальную веру, способную рисковать

Когда мы с женой путешествовали по России, мы увидели три очень важных силы, противоборствовавших перестройке настолько эффективно, что практически прекратили какие-либо перемены к лучшему. Это (1) люди, стоящие на позициях власти, которые на протяжении многих лет придерживались «политики партии», пожинали блага своего положения и теперь ни за что не хотят с ним расставаться; (2) престарелые пенсионеры или люди, готовящиеся выйти на пенсию, и боящиеся потерять социальную защищенность; (3) люди, не привыкшие к труду в условиях свободной экономики и боящиеся самой идеи борьбы за существование.

В североамериканском адвентизме также можно увидеть три группы, перепуганные призывами к переопределению и сопротивляющиеся этим процессам. Первой группой могут быть названы церковные служащие, которые либо застряли в бюрократической системе, потому что им больше некуда деваться, либо попали в зависимость от наград, престижа и привилегий, даваемых им этой системой, не говоря уже о собственно зарплате1.

Второй значительной группой является все увеличивающееся количество престарелых членов церкви, которые предпочитают статус-кво радикальным и рискованным экспериментам живой веры, направленным на возрождение или повторное обращение нашей молодежи. Конечно, существует множество престарелых адвентистов, которые не могут быть отнесены к этой категории ретроградов, а напротив, стоят у руля многих позитивных изменений в церкви. Я встретил одного такого бывшего пастора этим летом, который являлся церковным служителем на протяжении тридцати лет и теперь призывает к радикальнейшим переменам и переопределению адвентизма в своей новой книге «Освободи»2. Такие люди достойны огромнейшего уважения, потому что они молоды духом, сильны и смелы и обладают видением и верой. Но есть множество престарелых адвентистов, которые боятся перемен и всячески им сопротивляются – некоторые в попытке сохранить контроль, другие из чувства самосохранения, а третьи просто потому, что с возрастом становится вообще сложно приспосабливаться к переменам. Чем более развитыми люди остаются несмотря на возраст, тем более способными они оказываются к восприятию изменений3.

И наконец, в Северной Америке множество адвентистов, которые настолько безразличны к церкви и ее будущему, что они сопротивляются изменениям только потому, что изменения эти могут потребовать самых элементарных умственных, физических, духовных, социальных или эмоциональных усилий. Лаодикийская церковь сильно озабочена лишь мирскими делами и материальными проблемами. Она отличается духовным самодовольством и смертельно пугается, когда кто-то говорит, что возрождение необходимо. Таковой церкви Христос говорит: «Я предпочитаю правых или левых радикалов, еретиков или отступников, а не тебя» (Откр. 3). Слышали? Иисус предпочитает людей, которые оставляют церковь или религию тем, кому все безразлично, кто совершает определенные «духовные» действия, но не считает отношения с Богом и стремление к Его царству основой своей жизни.

Открытость влиянию Духа означает открытость к переменам. Ни в коей мере не является случайностью тот факт, что все Божьи пророки и Сам Иисус были радикалами. Одна из лучших книг, прочитанных мной недавно по этому поводу, называлась «С ног на голову»4. Эта книга призывает всех, независимо от их точек зрения, мыслить творчески и быть открытыми к переменам. Она напоминает, что «из священных коров получаются самые лучшие бифштексы» и что все пророки были «баламутами» своего времени. К сожалению, церковь часть играет прямо противоположную роль. Она стремится воспротивиться изменениям всеми возможными методами. Шесть последних слов церкви5 (перед смертью) – «Мы никогда ничего подобного не делали». Когда мы теряем способность к переменам, мы умираем6. Это истинно как в отношении отдельных личностей, так и в отношении организаций. Сегодня Бог призывает адвентизм принять радикальную веру, способную рисковать. Как мы ответим?

Мы должны избавиться от одержимости внешним и переопределить наши приоритеты

На протяжении семи десятков лет Советский Союз представлял собой строго иерархическую систему, одержимую идеей контроля. Правительство не жалело сил для того, чтобы каждая деталь личной жизни его граждан была учтена и в случае необходимости использована в интересах партии. Эта одержимость контролем привела к страшнейшим последствиям во времена Сталина, когда более шестидесяти миллионов жителей СССР были умерщвлены командой диктатора, а христианская церковь была практически уничтожена. Вплоть до недавнего принятия «гласности» советская культура была полностью подчинена идее о том, что людей необходимо контролировать всеми силами7.

Существует подобное же, хотя, конечно, сопряженное с меньшим насилием стремление к контролю и в адвентистской среде, и его необходимо обозначить и честно признать, если мы желаем привлечь в церковь новое поколение. Уча, проповедуя, слушая и помогая молодым адвентистам на протяжении более семнадцати лет и вспоминая свой собственный опыт обучения в церковных учебных заведениях, я пришел к совершенно ясному выводу, что церковь должна избавиться от своей сосредоточенности на внешнем и стремления к контролю. Это не дело церкви – предписывать членам как им себя вести по субботам, что есть, в каких видах отдыха участвовать, какие книги читать, во что одеваться, носить ли украшения и что думать. Вместо этого делом церкви должно стать возвышение и прославление Христа и призвание всех людей к поклонению Ему, проповедование принципов Его царства таким образом, чтобы каждый отдельный член церкви мог применить их в своей личной жизни и повседневном принятии решений.

В предисловии к этой книге я упомянул, что мы практически потерпели неудачу на поприще воспитания нашей молодежи таким образом, чтобы они смогли принимать самостоятельные решения и мыслить независимо. Лоренс Колберг8 известен своим исследованием шести стадий нравственного развития. Он считает, что на процесс принятия решений влияют несколько факторов, а именно:

  1. Стремление избежать наказания или подчинение авторитету (страх).
  2. Наивный эгоизм типа «а что мне за это будет» (сосредоточенность на себе).
  3. Поиск поддержки, желание угодить (конформизм).
  4. Закон и порядок, исполнение обязательств (обязанности).
  5. Социальные соглашения и игры, помощь другим взамен их помощи мне (взаимовыгода).
  6. Универсальный принцип, совершение добрых дел, исходящее из внутренних идеалов (альтруизм).

В своем классическом исследовании адвентистской молодежи, учеников старших классов, Проктор9 нашел, что они в основном застряли на втором уровне этой шкалы и отстают от своих сверстников в том же социоэкономическом классе на 4 – 5 лет. Исследования же Дадли10 и особенно Valuegenesis11 подтвердили, что существующая одержимость внешним в церкви приводит к практическому разрушению навыков принятия решений в среде нашей молодежи. Сосредоточенность на правилах внешнего поведения в адвентизме вместе с неудачей оказания молодежи эффективной помощи в принятии решений, основанных на внутренних принципах, обходится нам очень дорого.

Например, совсем недавно, совет попечителей местной адвентистской школы принял «труднейшее» решение, фактически приведшее к отмене (частичной, конечно) правила, запрещавшего ношение украшений на территории. Но вместо ожидаемой, основной реакцией студентов на это было: «Что мы на самом деле хотели, так это то, чтобы нам разрешили носить шорты летом». Сосредоточенный на правилах подход к христианским стандартам всегда ведет к законничеству, независимо от того, какими методами эти правила утверждаются. Прямой противоположностью этому выглядит Христов подход к этике, сосредоточенный в первую очередь на внутренних мотивах и принципах (Мф. 23:24—26; 15:10—20). Несколько лет назад наш университет сотрясали до основания жаркие дебаты о том, могут ли студенты носить шорты на территории. Одна студентка потратила битый час, разговаривая со мной на эту тему. Она считала, что если кто-то и может объяснить ей что происходит, этим человеком может быть только студенческий пастор. Я сделал все что мог. Она ушла наполовину убежденной, а я ехал домой в тот вечер, недоумевая, зачем тратить столько времени и энергии на такой вопрос.

Той ночью мне приснился сон, в полной мере отразивший мучавшие меня сомнения. Я видел представителей колледжей и университетов Южной Калифорнии, собравшихся на студенческий конгресс в зале Колизея Лос-Анджелеса. Каждое учебное заведение должно было представить большой плакат, с изложением одной проблемы, волнующей студентов более всего. Впечатляющим был огромный плакат, поднятый студентами UCR, гласивший: «Освободить негров Южной Африки! Покончить с апартеидом!» Объединенный Калифорнийский колледж поднял плакат, призывающий решить проблему мирового голода. Ирвин-колледж был озабочен перенаселением и загрязнением атмосферы. Колледжи Клермонта выбрали словами своего плаката: «Покончить с расистским национализмом! Присоединяйтесь к движению святилища*!» Богословская семинария Фуллера подняла проблему половой дискриминации, поддерживая движение за рукоположение женщин, а Университет Южной Калифорнии гордо заявлял о своей решимости бороться с мировым терроризмом и угрозой ядерной войны.

И вот все взоры устремились в сторону делегации от университета Ла Сьерра, представители которого подняли плакат с самой злободневной надписью. Он выглядел очень просто и ясно: на нем красовалось всего одно слово: ШОРТЫ. На мгновение воцарилась мертвая тишина, а затем в зале послышались недоуменные возгласы. Большинство студентов, казалось, были озадачены и смущены тем, что они не знали что могли бы означать эти буквы, решив, что это сокращенное обозначение какой-то серьезной проблемы. Горячие споры разразились в зале, когда представители разных университетов пытались расшифровать это сокращение. Один студент предложил, что слово «шорты» (SHORTS) на самом деле означало «Недостаток жилья и борьба студентов против повышения цен на обучение» (TheShortageofHousingandOppositiontoRisingTuitionbyStudents). Но идея эта была отвергнута большинством собравшихся как слишком банальная и незначительная проблема, которая не может занимать умы целого университета.

Неожиданно студент Объединенного Калифорнийского колледжа вскочил с места: «Я понял! Я понял!» -- радостно кричал он. – «Ла Сьерра смогла включить все серьезные проблемы современности в одно слово! Как мы могли быть настолько слепы? ‘ШОРТЫ’ определенно означают: Южная Африка, голод, перенаселение, расизм, терроризм/война и половая дискриминация (SouthAfrica, Hunger, Overpopulation, Racism, Terrorism/warandSexism)». Одобрительный шум пронесся по собранию и перешел в громкие овации и выкрики поддержки. Шум настолько усилился, стал таким оглушительным, что я проснулся и тихий нежный голос спросил меня: «Так почему сыны века сего догадливее сынов света в своем роде?»

Необходимо перестать представлять Евангелие в ложном свете и начать проявлять Христово принятие

Великую радость вызвал в моем сердце тот факт, что с приходом политической свободы в Советский Союз пришла и свобода религиозная. Там ощущается голод по слову Божьему, такой голод, которого мы никогда не испытывали в Америке. Люди ищут нового смысла в жизни взамен того суррогата, который предлагала им коммунистическая идеология, и как следствие церкви испытывают беспрецедентное возрождение. Когда я посетил церковь в Ленинграде, они как раз заканчивали строительство нового молитвенного дома, необходимость в котором назрела потому, что за последний год членство в церкви удвоилось. Наш приезд в Москву совпал с проведением там евангельской программы, приведшей к крещению более тысячи человек, которые вольются в церковь, насчитывающую восемьсот членов. Многие адвентисты называют происходящее Пятидесятницей последнего времени. Я не перестаю молиться о том, чтобы эти новые члены получали здравую духовную пищу от церкви, которая полностью сосредоточена на Христе и той повседневной и вечной безопасности, которую Он предлагает.

К сожалению, наша одержимость контролем, внешнем поведении и правилах привела к созданию среды, в которой молодежь чувствует себя очень неуверенно в вопросе собственного спасения. Как я уже упоминал в предыдущей главе, подавляющее большинство адвентистской молодежи не понимают сущности Евангелия, и огромное количество из них верит, что они будут спасены или потеряны для вечности на основании их собственных дел. Такой отвратительный легализм может привести только к одному: возникновению нездоровой веры, основанной либо в страхе, либо в высокомерии. Я дожил аж до старшего курса колледжа, когда наконец-то встретил преподавателя религии, который впервые показал мне, что Евангелие и в самом деле благая весть, и помог мне принять Христа как «надежного Спасителя». Его звали Смутс Ван Руэн и он едва-едва выживал в церкви из-за того, что был так предан проповеди Божьей благодати. До того же я был постоянно наставляем многими и многими, что моя судьба будет определена степенью развития моего характера – учение, которое производит так много печальных адвентистов (sadventists) сегодня.
Если наша церковь хочет измениться, необходимо начать с принятия Евангелия. Нам следует осознать, что судьба определяет характер, и ни в коем случае не наоборот. Если мы потерпим поражение здесь, все остальные усилия и слова останутся тщетными. Психологи давно установили тот факт, что если убедить учителя в том, что тот или иной студент, на самом деле ничем не примечательный, является очень талантливым, учитель начнет относиться к нему соответственно. Но самое удивительное, что и студент начнет достигать больших успехов в учебе. То, во что мы верим относительно себя и своей судьбы, будет определять наше поведение (Пр. 23:7). Вот почему так страшно видеть все возрастающее число американцев, не имеющих ни жизненной философии, ни осознания того, кем они являются, которое формировало бы их планы и поведение. И хотя довольно высокий процент американцев сегодня все еще верит в существование Бога (см. Диаграмма 7), их вера сегодня имеет гораздо меньше влияния на повседневную жизнь, чем когда-то. В своей книге «Лягушка в кувшине» Джордж Барна подчеркивает, что впервые в истории Америки большинство ее жителей заявляют, что не имеют таких взглядов, которые формировали бы их жизнь (см. Диаграмма 8).

Диаграмма 712.

Кем для вас является Бог?

На вопрос «Верите ли вы в Бога или Вселенского Духа»?

94 % ответили «ДА».


На вопрос «Каков Бог, в Которого вы верите?»

84 % ответили, что Он является Небесным Отцом, достижимым посредством молитвы.

5 % считают, что Бог это идея, а не личность.

2 % верят, что Бог является безличностным творцом.

4 % не знают.

5 % не верят в существование Бога.


Диаграмма 813

Американцы и их жизненная философия.



Как адвентисты мы должны переопределить наши приоритеты так чтобы основной целью нашего служения стало воспитание молодых людей, которые знали бы, что они спасены милостивым и любящим Богом. Такие люди и будут являть тип характера, возрастающий на здравой почве.

Нам необходимо осознать, что имел ввиду Павел, говоря «буква убивает, а дух животворит»

Самой трагической чертой теперешней России является огромное количество молодых людей, дух и воля которых была сломлена. Это люди, потерявшие способность мечтать и надеяться, хотя им всего по двадцать лет. Мы с женой спрашивали молодежь в России «что бы вы хотели делать через десять лет?». В большинстве случаев они не могли ответить. Они просто безнадежно качали головами или говорили о каждодневном выживании. Это выглядело странным для нации, которая так быстро изменялась, но факт остается фактом: многие молодые люди исполнены цинизма и не верят правительству, не верят в то, что эти изменения реальны. Если у них и есть какая-то надежда, она основана на чем-то другом, например религии. Единственная группа молодежи, исполненная духовности в отличие от всех, которых мы встретили, была возрождена Духом Божьим, но и это произошло только потому, что правительство пошло на определенные перемены, сделавшие такое возрождение возможным. Я все еще питаю надежду, что почти революционные перемены, произошедшие в сердцах некоторых молодых людей в результате нашего визита, помогут им хоть немного изменить свое циничное отношение к правительству.

Адвентизм пережил подобную же трагедию. Наша молодежь не была заставляема верить в коммунистическую ложь, но им все равно приходилось верить в ложь не менее пагубную. Эта ложь заключалась в обременительных правилах и постановлениях, наложенных на них людьми, не желавшими исполнять их в своей собственной жизни. Например, я не могу сосчитать число студентов, жаловавшихся мне на то, что их заставляют посещать богослужения, на которые не приходит абсолютное большинство преподавателей, сотрудников и руководителей, которые и устанавливают такие правила для студентов. У Иисуса не было добрых слов о такой религии (Мф. 23:4). Когда Павел говорит «буква убивает» (2 Кор. 3:6), он имеет ввиду именно такого рода легализм в религии, исполненной правил, регулирующих внешнее поведение. Духовная жизнь и дыхание многих адвентистов были по-настоящему подорваны такого рода религиозным опытом. И это не улучшится до тех пор, пока вся наша система не испытает серьезного переворота.

За последние пять лет моим любимым библейским текстом стали слова Павла в 1 Кор. 4:20: «Царство Божие не в слове, а в силе». Для многих молодых адвентистов в Северной Америке истинно прямо противоположное. Они не видят в церкви ничего кроме слов, не имеющих никакого отношения к реальной жизни и нуждам. Религиозная жизнь в семье, школе и церкви стала настолько сухой, скучной и предсказуемой, что создалось впечатление, что она не имеет ничего общего с нормальным существованием человека. Иногда я прошу своих студентов назвать несколько событий, которые происходят в типичной североамериканской церкви в субботу утром. Ответы всегда можно предугадать заранее: будет сбор пожертвований (скорее всего, не один), проповедь, молитва (или молитвы), общее пение, чтение Писания, музыкальное служение, объявления и иногда детский рассказ. К сожалению все это вполне может совершаться и без Бога. Вот почему Христос и сказал духовным вождям того времени: «Когда вы молитесь, поститесь, жертвуете, проповедуете, проводите кампании и посещаете церковь, вы грешите, увеличивая шансы ваших “новообращенных” попасть в пекло в несколько раз против тех, что были у них до встречи с вами» (Мф. 23:15).

В противоположность этому, богослужения ранних адвентистов и Нового Завета постоянно сопровождались проявлениями Святого Духа, подтверждавшими присутствие Бога и Его силы на этом месте. Исцеления, пророчества и говорение на языках ни в коем случае не были целью богослужения сами по себе, они представляли собой одно из следствий открытости для Духа, которой так не хватает в сегодняшнем адвентизме. Если церковь желает принять молодое поколение и возродить все остальные, такая открытость должна стать центральной в нашем процессе переопределения. Видение духовного возрождения в церкви будет более подробно рассмотрено в гл. 26.

Необходимо разрушить узы созависимости от церкви и принять Царство Божье

Любая сильная, авторитарная система рано или поздно создаст феномен, названный психологами «заученная беспомощность». Это мышление характеризуется чувством отчаянья, навязанным тем, кто считают, что они безнадежно ранены и не могут изменить своего положения. Несмотря на гласность и перестройку, в Советском Союзе еще много таких людей. Они относятся к собственной жизни с таким фатализмом, система угнетала их так долго, что они стали совершенно нечувствительными. Например, среднестатистическая женщина в Советском Союзе прошла через шесть абортов на протяжении своей жизни14. Одним из самых распространенных вопросов в России стали слова: «Что еще мне сделать?» Люди зациклились на обстоятельствах собственной жизни из-за убежденности, что они не могут ничего поделать или изменить. Как удивительно и печально видеть это в обществе, изменяющемся быстрее чем какое-либо другое, и как радостно осознавать, что люди могут изменить такое общество.

Адвентисты тоже зачастую страдают фатализмом по отношению к своей церкви. Студенты, рядовые члены и даже пасторы говорят: «Вы не можете изменить систему». Но это и есть то самое созависимое мышление, позволяющее системам, развивающим такую нездоровую зависимость от себя, существовать десятилетиями. Подобно России церковь стала разнообразным обществом в разношерстном мире и отчаянно нуждается в переопределении15. С точки зрения идеологии хорошо бы нам принять существование широчайшего спектра консервативных и либеральных элементов в церкви в интересах диалога, как это сделали католики после Второго Ватиканского собора. С точки зрения культуры надо создавать модель равенства и справедливости, а не плестить в хвосте таких движений.

Культурное разнообразие должно привести нас к осознанию того, что стиль мышления церкви начала двадцатого столетия более неприемлем. В грядущем веке цветное население составить примерно три четверти общего населения планеты. Даже в США подсчитано, что в течение одного или двух поколений примерно половину населения составят цветные люди. Подсчитано также, что в течение предстоящего десятилетия 85 процентов рабочей силы также составят женщины и национальные меньшинства. Необходимо принять соответствующие меры, чтобы приспособить церковные установления к этим изменяющимся условиям. Необходимо приглашать женщин на пасторское служение, и не только во имя справедливости, но и ради тех преимуществ, которые несомненно принесет церкви более плюралистское служение16.

Наконец, церковь должна переопределить свой стиль управления. Наша иерархическая система породила руководителей, которых едва ли можно считать способными принимать вызов. Обычно это безопасные и «эффективные бюрократы, основным достоинством которых является способность работать в туго затянутой олигархии»17. Такая иерархическая структура возлагает огромную ответственность за видимое руководство на плечи тех, кто управляет системой. Мы ухитрились полностью проигнорировать наиболее эффективные модели развития и положительные тенденции, общепринятые в наиболее успешных организациях сегодня18.

Тенденции

  • От иерархии к одноуровневой сети
  • От ожидания помощи от организации к помощи самим себе
  • От централизации к децентрализации
  • От патриархальной к равной системе
  • От представительской демократии к демократии участников


Как предложил Альвин Куэйрам, североамериканский адвентизм нуждается в организации Национального центра изучения и передачи ценностей, который стал бы мозговым центром, обладающим правом устанавливать правила, в который входила бы молодежь, рядовые члены, ученые, руководители, пасторы, преподаватели и все остальные, кто мог бы послужить в качестве руководства церкви, обладающего более широким кругозором и одаренностью. В такой центр можно было бы даже ввести представителей других церквей, которые помогли бы нам в самоопределении и взаимодействии с современным обществом. Единственными здоровыми деноминациями в будущем станут лишь те, кто полностью предаст себя Царству Божьему, а не сохранению себя как системы. Надо не только говорить о переменах, но и активно стараться проводить их. Навязывание нездоровой и саморазрушающейся системы весьма опасно, впрочем не более, чем попытки ее изменить. Но Бог никогда не обещал, что выбор в этой жизни будет легким. Но то, что произошло в СССР служит лучшим примером того, что любая система может быть изменена, если только люди захотят этого достаточно сильно. Мы обсудим многие вопросы, связанные с церковью и ее нуждой в переменах в последней части книги.

Необходимо перестать критиковать молодежь и начать готовить ее к служению

Хотя СССР обладает богатейшими природными запасами, большинство из них лежит мертвым грузом, в то время как экономика страны страдает от абсолютного хаоса. Надеюсь, это изменится. Я был просто потрясен, увидев бесконечные леса и прекрасную сельскую местность, окружающую Волгу. Сама эта река только пять тысяч километров длинной, и в широчайшем своем месте около пятидесяти километров ширины. Трудно представить недостачи чего-либо в такой земле. Но что еще более трагично, так это то, что самые ценные ресурсы Советского Союза, молодежь, практически похоронены заживо. Молодежь стала циничной, исполненной критики и все чаще обращающейся к самоубийству как единственному выходу из создавшейся ситуации. Какая трагедия для богатейшей нации мира.

Я люблю работать с молодежью в университете. Они талантливы, энергичны и с ними всегда весело. Особенно радостно видеть, как они возрастают, приобретают вкус к практическому служению и миссионерству. Я наслаждаюсь общением с ними потому что молодежь может быть такой открытой, честной и ранимой, в основном они не боятся посвящать свое время и усилия для создания дружбы и прочных отношений. Если меня когда-нибудь уволят за мои крайние взгляды, этих отношений мне будет не хватать более всего. Именно потому что мне небезразлично это поколение и будущее адвентизма, я должен говорить. В Северной Америке мы постепенно превращаемся в престарелую церковь. В то время как вне США до 65 % членов церкви – моложе тридцати, здесь все наоборот, только 22 % всего церковного членства можно классифицировать как «молодежь». И что еще более важно, все влиятельные церковные комитеты, принимающие важные решения, не включают в себя молодых людей.

Это выглядит особенно странно, если мы вспомним, что адвентизм является движением, многим пионерам которого не было и двадцати, и эти люди основали, организовали и руководили этой церковью. Елена Уайт была молоденькой девушкой, когда другие пионеры адвентизма признали в ней пророка, а Урия Смит, наиболее известный и влиятельный писатель адвентизма, кроме Елены Уайт, был всего лишь 23 лет от роду, когда он стал главным редактором «Ревью энд Геральд». Сегодня же двадцатитрехлетний главный редактор был бы примерно так же принят в этом издательстве, как новый хит Мадонны на радиостанции «Голос надежды». Нам очень нужна мудрость и опыт старших братьев на руководящих позициях, но чтобы подчеркнуть его, нам в то же самое время необходимо видение, энергия и энтузиазм, присущий молодежи, если мы как движение желаем реализовать наш величайший потенциал. Что нужно для таких перемен? Очень просто – вера, способная рисковать, вера, которая будет поддерживать а не критиковать молодежь за то, что она творчески и радикально подходит к понятию «следовать за Иисусом».


Необходимо вылезти из нашего изоляционистского кокона и принять мир ради Христа

Гласность происходит от слова голос. До Горбачева советская культура была безмолвной много лет, а теперь она вдруг заговорила на языках и смущение просто оглушает. Для имеющих уши каналы телекоммуникаций как внутри так и вне страны говорят о прекрасном будущем, наполненном надеждой и возможностями. Коконы хороши для безопасности, секретности и спокойствия, но их необходимо оставить, если мы хотим вовлечься в дело самореализации. Советский кокон разрушился настолько быстро, что бабочке не хватило времени, чтобы развиться. Адвентизм также нуждается в том, чтобы оставить свой кокон как можно скорее, хотя я надеюсь, что он найдет менее болезненные пути сделать это.

Любое переопределение адвентизма, которое не включает в себя большую направленность на общество и служение миру, чем то, во что церковь была вовлечена до сих пор, неполноценно. Теология и социология адвентизма превратила его в естественную субкультуру. Если седьмой день суббота не хранит адвентистов в безопасной изоляции от мира, наша образовательная система, здравоохранение и другие организационные гетто делают это довольно здорово. В наших гетто возможно не только есть заменители мяса постоянно, но можно найти адвентистский заменитель практически всему, что есть в этом мире. Наши дети не ходят в общественные школы – для них есть школы церковные. Они не принадлежат к бойскаутам, они адвентистские следопыты. Они не играют вместе со всеми – они члены Адвентистской бейсбольной лиги. Они не члены районной команды по плаванию, у них есть своя. И то же самое происходит в театре, гимнастике, конном спорте – выбирай любое.

Очень легко вырасти достаточно активным членом адвентистской церкви и не принимать никакого участия в социальной жизни. Вот почему я постоянно побуждаю адвентистов принимать участие в по крайней мере одной социальной или общественной организации, не имеющей ничего общего с церковью. Еще более важно для нас как адвентистов прилагать усилия к активному служению обществу через наши собственные организации. Иисус сказал, что лучший способ познать Его – служить нуждающимся (Мф. 25:40). Кстати, говоря об Иисусе – адвентистам стоило бы побольше внимания уделять Его последней молитве в саду, когда Он молился о том, чтобы Его последователи были едины (Ин. 17:21). Каким-то непостижимым образом мы ухитрились проигнорировать эту молитву и частично, а чаще полностью отделить себя от всех других деноминаций. Так больше не пойдет. Молодое поколение больше не держится за деноминационные вывески. Любое переопределение адвентизма, если мы хотим, чтобы оно повлияло на молодежь, должно быть открыто не обязательно к организационному экуменизму, но к экуменизму духовному. Об этом Иисус сказал: «Кто не против нас, тот за нас» (Мк. 9:40).

В этой главе я постарался кратко представить основные темы, которые я буду детально рассматривать в своей книге. Если вам кажется, что все что я говорю – чересчур радикально, можете не читать дальше. Но если вы желаете остаться частью разговора, который я начинаю, свободно критикуйте, делайте комментарии и замечания и спорьте со мной. Я твердо верю, что всякий искатель истины сможет «дать ответ с кротостью и упованием» (2 Петр. 3:15). Пусть мое переопределение адвентизма побудит вас к вашему переопределению адвентизма или любой другой религии, которую вы исповедуете.

Примечания

1.Malcolm Bull and Keith Lockhart, Seeking a Sanctuary: Seventh-Day Adventism and the American Dream (San Francisco: Harper, 1989), 95—110; George Knight, “Adventism, Institutionalization, and the Challenge of Secularism,” Ministry 64.6 (June 1991); “The Fat Ladt and the Kingdom,” Adventist Review Feb. 14, 1991.

2.Don Hawley, Set Free! (Portland, OR: Better Living, 1989).

3.Roger Gould, Transformations (New York: Simon, 1978); Daniel Levinson, The Seasons of Man’s Lives (New York: Knopf, 1978).

4.Roger Von Oech, A Whack on the Side of the Head (Menlo Park, CA: Warner, 1990).

5.Leighton Ford, Seven Last Words of the Church (Grand Rapids, MI: Zondervan, 1976).

6.Ellen Siegelman, Personal Risk (New York: Harper, 1983).

7.Andrei Sakharov, Memoirs (New York: Knopf, 1990).

8.Lawrence Kohlberg, “The Development of Moral Character and Ideology,” Review of Child Psychology, ed. M. Hoffman (New York: Sage, 1964).

9.Derrik Proctor, Students’ Perception of the High School Environment as Related to Moral Development, Ph.D. diss., PurdueUniv. (Ann Arbor, MI: UMI, 1975).

10.Roger L. Dudley, Passing on the Torch (Washington, DC: Review, 1986).

11.См. Bailey Gillespie, Risk and Promise, Project Affirmation Report on Valuegenesis Research (Washington, DC: NAD of Seventh-Day Adventists, 1991).

12.George Gallup, Jr., and Sarah Jones, 100 Questions and Answers: Religion in America (Princeton: Princeton Religion and Research Center, 1989), 4.

13.George Barna, The Frog in the Kettle (Ventura: Regal, 1990), 41.

14.Anatoli Ivanov, “Russian Social Life Today,” (lecture, MoscowUniv. tour, July 25, 1991).

15.Alvin Kwiram, “Our Once and FutureChurch,” Spectrum 20.3 (1990).

16.Bull and Lockhart, 102f.

17.Jahn Naisbitt, Megatrends (New York: Warner, 1982); см. также Nashbitt and Patricia Aburdene, Megatrends 2000 (New York: Warner, 1990).



*Движение святилища (SanctuaryMovement) – общественно-политическая христианская организация, занимающаяся проблемами прав человека (прим. пер.).

1 comment:

4el_o_vek said...

Спасибо за тексты. Всегда интересно тут бывать. Серж.