Friday, May 25, 2007

Глава 17. Три ангела надежды или Бог, исполняющий обещания

Способность надеяться является тем, что спасет человеческий дух от гибели. Каждая религия стремится дать своим последователям надежду, и в особой мере это справедливо в отношении к христианству. На протяжении всей истории христианство традиционно считало основой своей надежды слова Иисуса «Приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я» (Ин. 14:3). Надежда в будущем дает направление и смысл происходящему в настоящем. Однако, христианская одержимость эсхатологией – тоже не всегда здоровое явление.

Сегодня практически невозможно войти в любой христианский книжный магазин и не заметить полки с книгами о жатве, вознесении, атомной войне и событиях последнего времени. Многие христиане-фундаменталисты ожидают «тайного восхищения», которое должно избавить верных Божьих от ужасов последнего времени. Другие же евангеликалы тяготеют к более либеральному взгляду, который практически совсем снимает ударение со Второго пришествия Христа и фокусируется исключительно на социальном Евангелии и чисто человеческом разрешении проблем этого мира.

Среди многих, адвентисты также много времени посвящают эсхатологии. В своем вероучении наша церковь постоянно уделяла огромное внимание пророчествам Даниила и Откровения до такой степени, что иногда приходилось бороться с проблемой одержимости событиями будущего за счет пренебрежения реальными человеческими нуждами здесь и сейчас. Проблема, с которой сталкивается церковь сегодня – найти и воплотить в повседневную жизнь такую эсхатологическую веру, которая бы избавила нас от отшельничества и социальной безответственности с одной стороны, а с другой осознавала бы, что окончательное разрешение всех человеческих дилемм будет совершено благодатью Божьей, и таким образом, воздавала бы Ему высшую славу.

Определения в эсхатологии

В дальнейшем мы будем пользоваться следующими терминами, которые могут быть немного туманными для тех, кто не занимается эсхатологией профессионально.

Диспенсационализм – убеждение в том, что история поделена на два периода, в которые Бог совершал спасение человечества разными методами. В крайнем своем проявлении диспенсационализм приводит к тому, что Библейский текст делится на две категории – отрывки, относящиеся к евреям и относящиеся к христианам соответственно (АСД не придерживаются этого взгляда).

Тайное восхищение – диспенсационалистское учение о том, что непосредственно перед временем скорби и Вторым пришествием Бог тайно заберет из этого мира Своих верных детей (АСД не придерживаются этого взгляда).

Время скорби – период страданий, испытаний и гонений (который продлится семь лет, согласно диспенсационалистскому взгляду), непосредственно предшествующий Второму пришествию (АСД поддерживают).

Pre-tribulationist – люди, считающие, что христиане будут взяты на небо до страданий и испытаний (АСД не придерживаются этого взгляда).

Post-tribulationist – люди, считающие, что христиане будут взяты на небо после страданий и испытаний (АСД поддерживают).

Премиллениаристы – люди, считающие, что Второе пришествие предшествует Тысячелетнему царству, описанному в Откр. 20 (АСД поддерживают).

Постмиллениаристы – люди, считающие, что Второе пришествие произойдет после тысячелетия мира и спокойствия (АСД не придерживаются этого взгляда).

Аннигиляционзм – вера в то, что уничтожение грешников во время суда будет полным и окончательным, в противоположность идее вечных страданий (АСД поддерживают).

Претеристы – люди, считающие, что все библейские пророчества исполнились в библейские же времена (АСД не придерживаются этого взгляда).

Историцисты – люди, считающие, что пророчества Библии исполнялись и исполняются на протяжении разных периодов истории (АСД в основном поддерживают).

Футуристы – считают, что все библейские пророчества найдут свое исполнение исключительно в заключительные моменты земной истории (АСД не придерживаются этого взгляда).

Условное пророчество – вера в то, что на пророчества относительно тех или иных событий истории влияют человеческие действия, и что эти пророчества исполнятся или нет в зависимости от решений, принимаемых людьми (АСД поддерживают).

Некоторые люди спорят со мной, что такие богословские категории или ярлыки имеют очень мало общего со здоровой религией, но это происходит только тогда, когда люди не могут разглядеть настоящую духовную реальность за всеми этими словами. Например, аннигиляционизм подразумевает, что Бог милостив даже к самым закоснелым грешникам. Если же мы не верим в это, то есть ли какое-либо основание для нас христиан проявлять милость к тем, кто согрешает против нас? Постмиллениаристы ищут социальную справедливость и пытаются удовлетворить человеческие нужды, дабы достичь тысячелетия мира. Однако Евангелие побуждает нас служить человеческим нуждам по той лишь простой причине, что они существуют.

Мы уже отметили отшельнические тенденции в диспенсационалистских кругах с их упором на тайное восхищение и футуризм. Таким образом, все эти термины – не просто теоретические или не имеющие ничего общего с реальностью слова, но понятия, описывающие разные взгляды на Бога и природу здоровой религии. Адвентисты в свою очередь верят, что у них есть эсхатологическая надежда для этого мира, и основанием тому служит Трехангельская весть, изложенная в Откр. 14:6—12. Эта глава кратко представит адвентистскую эсхатологию с этой точки зрения.

Снова помещая Христа в центр нашей эсхатологии

Если считать Христа сутью здоровой религии вообще, то Он станет и центром любой здоровой эсхатологии1. Адвентисты считают, что их движение было вызвано к жизни особым промыслом Божьего Духа, и целью его является привлечение внимания мира к Трехангельской вести из Откр. 14. Не только основные адвентистские доктрины могут быть найдены в этой вести, но она суммирует всю суть адвентистской эсхатологии. Слишком часто адвентисты сосредотачивались на эсхатологии, которая порождала страх, вместо того, чтобы проповедовать близость с Иисусом, дающим жизнь. Весть первого ангела (Откр. 14:6, 7) закладывает основание для такого христоцентричного понимания всех последующих вестей: «И увидел я другого ангела, летящего по средине неба, который имел вечное Евангелие, чтобы благовествовать живущим на земле, и всякому племени и колену, и языку и народу. И говорил он громким голосом: убойтесь Бога и воздайте Ему славу, ибо наступил час суда Его; и поклонитесь Сотворившему небо и землю, море и источники вод».

Эта весть делает ударение на нескольких моментах: 1) «центральность» вечного Евангелия; 2) дело Божьего суда; 3) важность поклонения Богу как нашему Творцу и Искупителю. Сначала мы рассмотрим адвентизм в соотношении с вечным Евангелием, затем с богопоклонением и, наконец, с судом, когда мы будем рассматривать весть третьего ангела.

Вечное Евангелие

Благая весть Евангелия находит свой смысл в Иисусе Христе и дает нам ключ для понимания библейской эсхатологии. Видения книги Откровения находят свое окончательное исполнение в событиях последнего времени и завершения истории человечества. Хаотические условия, предшествующие Второму пришествию Христа, приведут к замешательству, тоталитаризму, гонениям и уничтожению всех организаций, смеющих сопротивляться силам тьмы (Откр. 13). В этих условиях народ Божий лишится какой бы то ни было организационной защищенности, но они смогут перенести эту потерю, если найдут защиту и безопасность в своем посвящении Иисусу Христу и принципам Его царства. Те, кто смогут пережить это время испытаний – это люди, «следующие за Агнцем, куда бы Он ни пошел» (Откр. 14:4). Они побеждают не своей собственной праведностью или духовным превосходством, но посредством оправдания благодатью Иисуса Христа (Откр. 12:11).

Первый ангел привлекает внимание к вечному Евангелию Иисуса Христа, потому что только оно может дать Божьему народу надежду и уверенность перед лицом последнего кризиса. Ангел также провозглашает, чтобы все признающие истину, воздали славу Богу, вместо того, чтобы прославлять человеков или человеческие организации. Те, кто зависят от своих церквей как организаций и черпают в них основание своего духовного «я», в противоположность радикальной вере в Иисуса, которая не зависит ни от какой церкви как организации, увидят, как основание их духовного дома разрушается в последние дни. Церкви как организации являются добрыми установлениями, которые могут помочь нам прийти к Богу, но они никогда не должны становиться идолами.

Вдохновенное Евангелием поклонение Творцу

Первый ангел также призывает Божий народ вернуться к осознанию своей тварности и истинному поклонению Творцу. Никакие изобретения сотворенных существ и никакая мудрость мира сего не даст ответов на глобальные эсхатологические вопросы, которые встанут перед человечеством в последние дни. Бог во Христе есть единственное решение, которого так отчаянно будут искать люди в последнее время. Только те, кто смиренно поклоняется Творцу, смогут достичь какой-либо духовной гармонии в последние дни земной истории.

Адвентисты считают, что суббота более чем какое-либо другое установление дает нам привилегии и возможности поклоняться Богу-Творцу. Первый ангел призывает народ Божий вернуться к осмысленному соблюдению библейской субботы как символа и отличительного признака тех, кто поклоняется Творцу, а не творению. Тем не менее адвентисты традиционно делают слишком большое ударение на субботе в контексте эсхатологии.

Заблуждением является вера в то, что в последние дни кризис, который разразится в этом мире, будет сосредоточен вокруг дня, в то время как Библия ясно учит, что камнем преткновения станет Личность — Иисус Христос (Откр. 14:4). Богослужение – спонтанное, радостное, удивительное переживание для тех, кто поклоняется Иисусу, и бремя, ритуал и скука для тех, кто поклоняется дню. Одной из причин почему молодые адвентисты находят субботу скучной, является то, что они не приняли Христа Писаний и не получили возможности и свободы поклоняться Ему всем своим сердцем. Слишком часто мы, адвентисты, ведем себя подобно жене Давида – мы критикуем тех, кто страстно поклоняется Богу, только потому, что стиль их богослужения отличается от нашего (2 Цар. 6:20). Не думаю, что к Давиду отнеслись бы по-другому во многих наших собраниях.

Мое восприятие богослужения изменилось несколько лет назад, после того как я посетил церковь Виноградник в Анахейме (Anaheim Vineyard Fellowship). Я был абсолютно потрясен тем, что увидел там. Тысячи людей поклонялись Богу с такой страстностью, какой я не видел ни в одной церкви до того. Некоторые стояли, некоторые воздевали руки к небесам, кто-то хлопал, кто-то тихо сидел, склонившись в молитве и размышлении, кто-то прыгал от радости, кто-то стоял на коленях, но все без исключения поклонялись Богу с полной самоотдачей. Люди, проводящие богослужение тоже были сосредоточены на Господе и пели гимны-молитвы, обращенные непосредственно к Нему. Эта церковь создала много гимнов и псалмов, которые теперь используются в богослужениях самых разные церквей (включая некоторые адвентистские церкви) по всей стране, и я получил удивительное благословение. С того дня я часто посещал эту церковь снова и снова для того, чтобы напитаться духовно и моим искренним желанием является увидеть что-то подобное и в своей церкви. Божьим народом последнего времени станут люди, видящие в богослужении самое удивительное и значимое переживание своей жизни.

Эсхатология и нездоровая религия

Нездоровая религия были источником человеческих страданий на протяжении всей истории, но согласно Христу возникновение лжепророков и умножение ложных форм религии станет особой проблемой для народа Божьего в конце времени (Мф. 24:10—27). Весть второго ангела привлекает внимание Божьего народа к кризису последнего времени и призывает его отделиться от всех организаций и сообществ, которые противоречат принципам Божьего царства.

«И другой ангел следовал за ним, говоря: пал, пал Вавилон, город великий, потому что он яростным вином блуда своего напоил все народы… сделался жилищем бесов и пристанищем всякому нечистому духу, пристанищем всякой нечистой и отвратительной птице; ибо яростным вином блудодеяния своего она напоила все народы. И цари земные любодействовали с нею, и купцы земные разбогатели от великой роскоши ее. И услышал я иной голос с неба, говорящий: выйди от нее, народ Мой, чтобы не участвовать вам в грехах ее и не подвергнуться язвам ее» (Откр. 14:8; 18:2—4).

Существует множество символов в книге Откровения, которые представляют различные аспекты ложной религии, представленной вторым ангелом. Откровение представляет целый ряд зверей и антихристианских фигур, таких как дракон, лжепророк и блудница. На протяжении истории все эти символы неоднократно идентифицировались с конкретными личностями, странами или церквами, тогда как их вселенское значение часто недооценивалось. Например, во времени Второй мировой войны многие христиане идентифицировали Германию со зверем Откровения, а самого Гитлера – с антихристом. Хотя нельзя не согласиться с тем, что нацисты и Гитлер представляли собой некую форму религии, описанной в Откровении, символы зверей, антихрист и пр. означают некие силы и принципы зла, которые действовали на протяжении всей истории. Такие принципы превосходят любые конкретные применения, и высшая точка из развития приходится на последнее время. Для простоты я суммирую эти принципы и силы в соотнесении с основными символами Откровения.

1. Вавилон (Откр. 14:8; 16:19; 17:5; 18:2, 10) – второй ангел предупреждает Божий народ о том, что они должны выйти их Вавилона. Слово Вавилон можно перевести как «замешательство», «смешение» и корни его тянутся в начало истории к Вавилонской башне, воздвигнутой теми, кто попытался спасти себя от будущего потопа, потому что они не доверяли словам Божьим. В Откровении Вавилон назван великой блудницей. Она символизирует ту форму ложной религии, которая постоянно идет на компромиссы, не доверяя слову Божьему во Христе, ради приобретения безопасности или богатства в этом мире. Вавилон противопоставляется в Писании Иерусалиму, городу веры. Второй ангел предупреждает, что все, доверяющие в последнее время человеческим делам или материальным накоплениям, падут. Только радикальная вера во Христа, которая проявляется в полном доверии, которая стоит за принципы Царства Божьего и чурается материализма, окажется способной выстоять и достичь исполнения надежды Божьей благодати.

2. Зверь (Откр. 13:1, 11, 17; 15:2; 17:3) – В книгах Даниила и Откровения показано множество зверей, но слово зверь всегда идентифицируется с конкретным принципом ложной религии в каждом конкретном случае. Зверь символизирует силу или насилие. В Откровении зверь, гонящий народ Божий, представляет собой религиозное учреждение, которое навязывает себя людям и отнимает у них права и свободы силой государства. Трагедии, подобные этой происходили не раз в истории. Второй ангел утверждает, что в конце времен организованная религия будет «прелюбодействовать с царями земными», чтобы использовать политическую власть в религиозных целях и добиться самых широкомасштабных последствий. Каждое религиозное образование, не согласившееся подчиниться и предать свои принципы на алтарь самосохранения, будет уничтожено зверем. Однако, народ Божий все равно будет следовать за Агнцем, Который противопоставляется зверю. Агнец представляет Иисуса Христа, Князя мира, и потому Божьи люди будут миротворцами. Они ни используют оружие или насилие, ни поощряют других делать это. Со Христом они верят в то, что вера всякого, основанная на насилии и оружии будет уничтожена.

3) Лжепророк (Откр. 16:13; 19:20; 20:10) – Второй ангел провозглашает, что на всех людей и все верования до известной степени повлияли идеи ложной религии, посему все Божьи люди призываются выйти из Вавилона. Адвентисты верят, что ни одна деноминация не является монопольным владельцем истины, но что мы все как отдельные личности должны исследовать Божье слово и следовать за Христом по вдохновению Святого Духа. Лжепророки стоят на месте Христа вместо того, чтобы указывать людям на Него. Они подменяют божественные принципы человеческими установлениями. В Откровении лжепророк представляет религию, созданную людьми. Только те, кто съединились со Христом и предали себя принципам Божьего Царства, смогут узнать лжепророка и выйти из Вавилона. Иисус является единственным истинным Пророком и абсолютным источником истины, посему те, кто превозносят и следуют за Ним, будут способны по Божьей благодати увидеть подделку религии лжепророка.

4) Дракон (Откр. 12:9, 17; 16:13; 20:2) – Хотя в первую очередь дракон идентифицируется в книге Откровения с дьяволом, так же он представляет и злых духов, демонические силы и чудодейственное обольщение народа (Откр. 16:13, 14). Второй ангел Откровения провозглашает, что ложные религии последнего времени будут исполнены «всякого нечистого духа». Адвентисты верят, что падшие ангелы, изгнанные вместе с сатаной с небес, ответственны за спиритическое обольщение, происходящее в этом мире, которое с приближением окончания земной истории только усилится. Верование в то, что люди могут общаться с умершими будет использована для обольщения множества людей, большинство из которых даже не будет верить в существование дьявола и его ангелов.

Согласно Откровению дракон поведет брань с женою (12:7). Эта женщина представляет собой Божью невидимую церковь, состоящую из верных Богу людей во всем мире. Это не какая-то организованная церковь или деноминация, но люди остатка, которые настолько соединены со Христом, настолько преданы принципам Царства Божьего, что демонические обольщения дракона не могут поколебать их (Откр. 11:13; 14:12). Дракон или сатана является антихристом в Писании и движущей силой любой формы ложной религии. Адвентисты никогда не извинялись за свою веру в существование личности дьявола, и мы не считаем, что такая вера должна сковывать нас страхом. Подобно Лютеру мы не дрожим перед князем тьмы, но радуемся в надежде вести второго ангела, которая говорит нам, что люди могут выйти из-под власти ложной религии, если соделают Христа альфой и омегой своей жизни.

Суд как благая весть

«Третий ангел последовал за ним, говоря громким голосом: кто поклоняется зверю и образу его и принимает начертание на чело свое и на руку свою, тот будет пить вино ярости, вино цельное, приготовленное в чаше гнева Его, и будет мучим в огне и сере перед святыми ангелами и перед Агнцем… здесь терпение святых, соблюдающих заповеди Божьи и веру в Иисуса» (Откр. 14:9—12).

Поверхностное чтение этого отрывка никак не может оставить впечатления, что он содержит какую-либо добрую весть. Кажется, что он содержит весть суда и осуждения для тех, кто отвергает Божью благодать и принципы здоровой религии, и в лучшем случае – призыв к терпению для остатка. Однако, адвентисты традиционно видят в вести третьего ангела основание для надежды и уверенности для народа Божьего. Почти сто лет назад Елена Уайт написала: «Несколько человек написали мне, спрашивая, является ли весть праведности по вере вестью третьего ангела. Я хочу ответить им: это самая суть вести третьего ангела».

Хотя она написала эти слова 1-го апреля, Елена Уайт относилась к ним очень серьезно. Адвентизм верит, что суд является благой вестью для всех, кто примет ее, и в свете этого нам необходимо еще раз взглянуть на весть третьего ангела.

Третий ангел говорит о том, что всякий, получающий начертание зверя, то есть всякий, избирающий самосохранение вместо принципов Божьего царства, погибнет. Эта весть никак не может быть доброй для тех, кто не желает принять Христа и рисковать, проявляя радикальную веру в Бога. Но для всех тех, кто осознает собственное недостоинство и вопиет к Богу о помощи, Иисус – Господь. Слова Христа приносят утешение всем обремененным сознанием собственной греховности: «Истинно, истинно говорю вам, кто слушает слова Мои и верит в Пославшего Меня, имеет жизнь вечную» (Ин. 5:24). Вот суть учения о праведности по вере.

Такое утверждение как-то не очень гармонирует со множеством других текстов Священного Писания, которые говорят, что все люди, включая праведников, будут судимы по делам своим. Однако, ключ к разрешению этого кажущегося противоречия лежит в заместительной работе Христа. Наши дела не могут спасти нас на последнем суде, так же как не может нас спасти и наша посвященность Богу, потому что и то и другое слишком слабо и несовершенно, чтобы исполнить эту миссию (Ис. 64:6). Суд является благой вестью только для тех, кто ищет единения со Христом и полагается на заслуги Его крови, потому что Христос Сам стоит на их месте на суде и Его совершенные дела зачтены им вместо их собственных несовершенств и падений (1 Ин. 4:17). Те кто во Христе уже были судимы и оправданы (Ин. 12:31).

Когда адвентистская молодежь осознает эту реальность, они не будут больше испытывать неуверенность в спасении или страх будущих испытаний и суда. Оправдание верой ни в коей мере не исключает необходимости жить по принципам Царства Божьего, так же как не служит это и противоречием библейскому учению о том, что наши дела это проявление или свидетельство нашей благодарности Богу. Однако без понимания Евангелия ни о какой благодарности не может быть и речи. Это четко утверждается вестью третьего ангела. Надежда для остатка – Божья благодать, но верность их проявляется в том числе и в следовании принципам, которым следовал Христос2. Именно в этом контексте адвентистам следует возвышать принципы святого Божьего закона, открытого и объясненного Иисусом Христом.

Адвентизм против отшельничества

Существует значительное различие между адвентистом, тем, кто верит в скорое возвращение Иисуса Христа, и отшельником. Любая форма эсхатологии, которая фокусируется исключительно на евангелизме и личном спасении, пренебрегая человеческими нуждами и социальной активностью, не есть эсхатология Иисуса Христа. Адвентистская эсхатология не отрицает важность служения человеческим нуждам, так же как и не возлагает никаких надежд на то, что гуманитарная деятельность народа Божьего установит каким-либо образом тысячелетнее царство Христа на Земле. Адвентисты считают, что следует жить в постоянном ожидании Второго пришествия Христа, но ждать Его следует, будучи верными управителями в этом мире3. Следующие четыре притчи Иисуса отвечают на основные вопросы о Его пришествии. Во-первых, кто войдет в Царство? Во-вторых, когда Царство настанет во всей своей полноте? И в-третьих, как нам ожидать наступления Царства?

1. Притча о брачном пире (Мф. 22:1—14) – В этой притче Иисус отвечает на вопрос кто войдет в Царство Божье. Прежде всего, история говорит нам, что существует вселенское приглашение, посланное Богом каждому человеку, независимо от его расы, пола, класса, вероисповедания или социального статуса. Во-вторых, грех, заставляющий многих отвергнуть это приглашение, заключается в том, что они заняты лишь сами собой. Те, кто не откликается на приглашение и не приходит на пир, слишком озабочены личными проблемами, касающимися семьи, работы или социального положения. Если мы позволяем тому, что важно становиться на место того, что наиболее важно, создается религия, озабоченная личностными нуждами в ущерб нуждам социальным. Отвергшие приглашение были поглощены сами собой. И наконец, те кто принял приглашение, смогли сделать это на одном условии. Никто не войдет в царство Божье без смиренного осознания своей нужды в одежде Христовой праведности или благодати Божьей. Прежде всего, Иисус провозглашает, что Царство это дар благодати, и в других притчах представляет этические императивы, применимые к тем, кто выбирает принять этот дар.

2. Притча о десяти девах (Мф. 25:1—13) – В Мф. 24 Христос ответил на вопрос учеников когда придет конец, уверяя их, что они никогда не смогут вычислить это и им не стоит об этом беспокоиться. В этой же притче десять дев представляют тех, кто говорит, что ожидает Жениха – их Господа. Все они засыпают с течением времени и все застигнуты врасплох когда жених наконец возвращается. Однако, пять мудрых дев приготовились встретить жениха заранее, в то время как пять неразумных оставили все приготовления на последний момент и потерпели неудачу. Итак, заключил Иисус, пребывайте в постоянном состоянии готовности, потому что вы не знаете в который час настанет пришествие Господа. Адвентисты – это те люди, которые постоянно пребывают в таком состоянии.

3. Притча о талантах (Мф. 25:14—30) – Естественный вопрос, который возникает из предыдущей притчи о девах, это что значит жить в состоянии постоянной готовности к пришествию Христа? Иисус предлагает притчу о талантах, чтобы ответить на него. В этой истории некий человек отправляется в далекое путешествие и раздает свое имение слугам. Одному дается пять талантов, другому два и третьему один. Первые два слуги использовали свои дары мудро, принося прибыль. Третий же сидел и ждал возвращение хозяина, но не сделал ничего, чтобы в течение времени, которое у него было, использовать полученные таланты на благо ближних и хозяина. Этот слуга был осужден, а два других – одобрены. Смысл притчи ясен. Единственный путь настоящего ожидания Второго пришествия Христа – использовать наши таланты мудро, так, чтобы они приносили пользу человечеству.

4. Притча об овцах и козлах (Мф. 25:31—46) – Поскольку служение ближним не проистекает из человеческой греховной натуры естественно, Иисус завершил поучения о Царстве Божьем историей, которая конкретно показала ученикам, что значит использовать таланты мудро. Действие истории происходит на последнем суде, при Втором пришествии, и в этой обстановке Христос суммирует сущность здравой религии, разделяя всех называющих себя христианами на две большие группы, руководствуясь простым критерием. Те, кто посвятил себя смиренному служению нуждам бедных, осужденных, больных и обездоленных, провозглашены готовыми встретить своего Господина, хотя они сами чувствуют себя недостойными и грешными. Те же, кто не смог позаботиться о больных и бедных, не проявил никакого интереса к делу социальной справедливости, провозглашены неготовыми. Вывод, следующий из этой притчи потрясающ: Иисус говорит: «Как вы сделали это одному из братьев Моих меньших, то сделали Мне». Бог познается не столько в библейских курсах, сколько в простом взаимодействии с ближними. Быть адвентистом не означает просто постоянно ожидать возвращения Христа, но искать Его в жизнях и нуждах наших ближних, совершая смиренное служение, пока мы ожидаем.

Почему Иисус ждет

Конечно, точная дата пришествия Христа никому не известна, но это не помешало множеству христианских теологов на протяжении истории рассуждать о том, почему же Он все еще не пришел. Он что, отложил это событие? Мог ли Он прийти раньше, если бы обстоятельства изменились? Является ли Второе пришествие в какой-то степени условным и зависящим от поведения Божьего народа и его достижений? Все эти вопросы естественны. Даже моя маленькая дочь не однажды спрашивала меня: «Папа, а почему Иисус все еще не пришел?» На этот вопрос трудно ответить.

Три наиболее часто даваемых ответа на этот вопрос в адвентистской традиции содержат некоторые противоречия. Во-первых, существует теория, что Христос не вернется до тех пор, пока Его народ не проявит полностью Его характер в своей жизни, победив каждый грех и продемонстрировав таким образом, что Его закон может быть соблюден верным Остатком. Однако, эта теория забывает, что всякое человеческое благочестие подобно грязной одежде (Ис. 64:6). Этот перфекционистский взгляд порождает элитизм и никак не может быть обоснован с точки зрения Писания. Божий народ соблюдает закон, но они не могут делать этого в совершенстве, так же как не могут они и отобразить совершенство развития характера, которое мы видим в Иисусе (1 Ин. 1:8, 10; Гал. 5:16; Рим. 7:14—25).

Вторая теория говорит о том, что Христос вернется не раньше, чем Евангелие будет проповедано всему миру (Мф. 24:14). Этот взгляд, естественно, подчеркивает важность евангелизма и миссионерской деятельности. Однако, согласно Павлу Евангелие было проповедано всему миру еще в его дни (Рим. 10:18), и это не привело ко Второму пришествию Христа. Если посмотреть на это более практически, мы увидим, что процент людей, никогда не слышавших о Христе и христианстве в наши дни постоянно увеличивается. Такая теория определенно не может ожидать Христа в ближайшем будущем в теперешней мировой ситуации.

Наконец, существует масса христиан, как адвентистов так и нет, которые считают, что Христос придет не раньше того, как свершатся определенные эсхатологические события. Например, адвентисты считают, что всемирные воскресные законы должна быть приняты перед тем, как придет Христос, в то время как большинство диспенсационалистов ожидают семь лет скорби и что Россия завоюет Израиль непосредственно перед Вторым пришествием. Тем не менее Иисус Сам предупреждал о любой форме религии, которая будет слишком полагаться на внешние проявления чего-либо. Именно нездоровая зависимость от устоявшихся представлений о том, как то или иное событие должно произойти привело к тому, что иудейские лидеры отвергли мессианство Иисуса. Потому Он и называл их «род лукавый и прелюбодейный, который ищет знамения» (Мф. 16:4). Зрелая вера не зависит от чудес (Ин. 20:27—29). Она черпает уверенность в слове Божьем и признает, что последнее время и наступающее царство будет исполнено неожиданностей. Такая вера считает, что Господь может вернуться в любой момент и с радостью ожидает Его.

Таким образом, когда мы рассматриваем вопрос «почему Иисус все ждет», не остается места для какого-либо догматизма. Но и Библия не молчит по этому поводу. Существует множество важных отрывков в Священном писании, которые дают нам очень полезные подсказки относительно «задержанного пришествия». Когда мы рассматриваем наиболее значительные события Божественного вмешательства, суда и избавления в Писании, которые являются прототипом Второго пришествия Христа и спасения, они все имеют нечто общее. Уничтожения допотопного мира, содомлян, египтян и хананеев вместе с описаниями соответствующих случаев избавления Ноя, Лота и израильтян в Египте и Ханаане, дают нам понимание того, почему Бог вообще вмешивается в историю. В каждом из этих случаев, Бог вмешивался и спасал Свой народ не потому, что они были достойны Его вмешательства или защиты, а потому что растление в мире более нельзя было терпеть (Втор. 9:4—6).

Бог послал потоп, чтобы спасти человечества от саморазрушения, и Ной был спасен Его благодатью (Быт. 6:5—8). Бог разрушил Содом и Гоморру по причине крайней развращенности его жителей, и Лот был тем, кого Бог спас по благодати (Быт. 18:20; 19:29). Бог послал язвы не египтян по причине угнетения и несправедливости, которые они проявляли к народу Божьему, и освободил израильтян, что тоже стало актом милости и благодати (Исх. 3:7—10). Наконец, Бог допустил уничтожение ханаанитян по причине их увеличивающегося беззакония и ввел Свой избранный народ в обетованную землю не потому что они заслужили этого, а исключительно по Своей благодати (Втор. 9:4—6).

Согласно Откровению, о же самое произойдет и в конце времени. Бог вмешается в человеческую историю последний раз по той причине, что беззаконие, царствующее в сегодняшнем мире в конце концов приведет к грани саморазрушения. Когда трагедия греха полностью раскроется, Богу придется вмешаться, чтобы остановить грех на его естественном пути – к массовому самоубийству. В наш век ядерной техники такой сценарий совсем не трудно представить. Человеческая греховность ускоряет Второе пришествие (Откр. 18:1—10), и Божий народ спасается не потому, что они достаточно праведны, а потому, что Божьей благодатью они победили кровью Агнца (Откр. 12:10, 11).

Примечания

1. Некоторые христоцентричные работы по адвентистской эсхатологии включают Hams K. LaRondell, The Israel of God in Prophesy (Berrien Springs, MI: Andrews UP, 1983) и его же Chariots of Salvation (Washington, DC: Review, 1986); Desmond Ford, Crisis, 2 vols. (Newcastle, CA: Good News Unlimited, 1982); Edward Heppenstall, Our High Priest (Washington, DC: Review, 1972) и Sakae Kubo, God Meets Man: A Theology of Sabbath and the Second Advent (Nashville: Anvil-Southern, 1978).

2. Среди многих неадвентистских работ по интеграции эсхатологии и этики, см. Carl E. Braaten, ed., Eschatology and Ethics (Minneapolis, MN: Augsburg, 1974); Rick Joiner, The Harvest (Pinevill, NC: Morningstar, 1989); и Jürgen Moltman, Theology of Hope (New York: Harper, 1967)/

3. Эта концепция разработана многими авторами, включенными в Roy Branson, ed., Pilgrimage of Hope (Takoma Park, MD: Assn. of Adventist Forums, 1986), см. также Charles Scriven, “Two Kinds of Hope,” Adventist Review May 31, 1984.

No comments: