Wednesday, May 9, 2007

Глава 6 Кто есть Бог и кто есть я?

Получая образование консультанта, я был научен, что люди, испытывающие серьезные проблемы или попавшие в плен зависимостей, не могут измениться без серьезной помощи или вмешательства со стороны других людей. Тем не менее мой собственный опыт говорит, что в этом правиле существуют несомненные исключения, и исключения эти представляют собой, мышление и жизнь которых была преобразована встречей с Богом.

Например, несколько лет назад я познакомился с человеком, жизнь которого была похожа на бесконечный круговорот саморазрушительного поведения, основную роль в котором играли разного рода зависимости. Физически он представлял собой тип человека, которого нельзя не заметить на улице, он обладал огромным ростом и физической силой. К моменту нашей встречи за его плечами была богатая история употребления кокаина, запойного пьянства, беспорядочных связей и драк.

Когда я впервые посетил его в местной тюрьме, где он отбывал срок, он сказал мне, что дошел до дна в своем падении и испытал нужду в познании Бога впервые в жизни. Я отнесся к этому с некоторым скептицизмом, но наблюдая этого человека на протяжении последующих трех лет, видя как он стал лидером местной церкви, женился на замечательной христианке и совершенно оставил наркотики, сексуальные зависимости и насилие, контролировавшее его жизнь, от сомнений не осталось и следа. Этот человек испытал настоящее обращение, изменившее его жизнь. И это не единственный случай. За последние несколько лет я видел по крайней мере три таких истории, показывавших, что Бог может изменять жизнь людей, и зачастую делает это самым драматическим образом.


Изображения Бога

Самой интересной коллекцией изображений для меня является собрание изображений Бога, которые я собрал на уроках с учениками начальных классов – одна группа учеников шести лет и другая – ученики второго класса. По странной иронии, рисунки учеников-шестилеток отличаются гораздо большим творчеством и непосредственностью, чем рисунки более старших детей. Младшие школьники гораздо более склонны изображать Бога как друга, с которым можно играть или в образе женщины, матери, чем старшие ребята, которые в большинстве своем начинают верить в то, что Бог должен представлять собой величественную мужественную фигуру, причем непременно с бородой и короной. Изучение этих рисунков привело меня к выводу, что дети как правило очень склонны видеть Бога в тесной связи с тем, как они видят своих родителей или ситуацию в своей собственной семье1. Например, дети, сексуально растленные «очень религиозными» родителями часто выражают в своих рисунках замешательство в отношении Бога и церкви.

Также удивительно видеть то, как раскованно дети относятся к просьбе нарисовать Бога: большинство из них не колеблются ни секунды и создают свой собственный образ Всемогущего. Ученики старших классов и студенты колледжей, с другой стороны по понятным причинам не хотят иметь ничего общего с такого рода заданием. Но по непонятной иронии с возрастом большинство людей возвращается к этим попыткам создать детальный образ Бога – не столько с помощью карандашей, фломастеров и кисточек, сколько словами. Слова – те же самые символы, и довольно интересно бывает наблюдать как люди, ни за что не соглашавшиеся нарисовать портрет Бога на бумаге, не колеблются ни секунды и составляют самые детальные и догматические портреты Бога с помощью слов. Эмили Дюргейм, французский социолог первая подметила, что люди имеют склонность воссоздавать образ Бога по своему собственному образу. Различные этнические группы проецируют свои расовые особенности на Бога, и каждая религия (как каждая христианская деноминация) проецирует на Бога свою собственную систему верований, так что Бог становится методистом, мусульманином, мормоном или адвентистом. Говорим ли мы о 27 пунктах или о какой-либо иной версии «истины», Бога нельзя вместить в какие-либо символы или формулировки. Цель любой доктрины не заключается в том, чтобы поместить Бога в коробку, заявляя, что у нас есть инструмент для понимания всей полноты истины, но в том, чтобы даровать нам удивительные и краткие моменты познания непостижимого Бога, и таким образом подготовить нас к служению человечеству.


Более полная картина

Я наверное никогда не перестану удивляться тому, как много можно узнать о семье просто просматривая семейные фотографии. Однажды, посещая одну сестру, пока она отвечала на срочный телефонный звонок, я получил массу откровений, просто просматривая альбом. Я познакомился с ее мужем и четырьмя детьми. Я получил представление об их привычках и хобби, о том, как они проводили отпуска, о том в каких домах они жили и на каких машинах ездили. Даже их личные черты характера проявлялись в тех фотографиях, которые они делали на протяжении многих лет. В течение пятнадцати минут, смотря на фотографии я узнал об этой семье больше, чем если бы я проводил собеседование с хозяйкой на протяжении нескольких часов. Но гораздо более ценным, чем эти отдельные крупицы знаний, что я собрал об этих пяти людях, было чувство семьи, которое создавалось на страницах этого альбома.

Подобно многим адвентистам и другим консервативным христианам, я вырос в убеждении, что знание «истинных доктрин» крайне важно для возрастания в Божьей благодати и достижении победы в духовной битве. Меня бомбили в школе и библейскими курсами и памятными текстами, которые, хотя и давали определенное представление о Библии, совершенно не создавали общности с Богом и не вызывали желания познавать Христа на личном опыте. Меня пичкали плодами дерева познания с таким рвением, что я потерял аппетит и к дереву жизни.

До тех пор пока мы не познаем Бога в нашей жизни, мы не можем знать и самих себя. Здоровая любовь к себе зависит от здравого понимания и принятия Божьей любви к нам. Последующие главы в частях 2 и 3 написаны таким образом, чтобы дать нам краткие моменты знакомства с Божьим фотоальбомом, которые помогут читателю лучше понять и принять Божью любовь. Но перед тем, как начать размышления над разными аспектами Божьего характера, очень важно ответить на вопрос о том, кем мы являемся во Христе, ибо сдается мне, что в этой области слишком много замешательства и непонятностей, даже в среде тех, кто называет себя христианами.


Духовные шизофреники

В среднем американском доме ребенок получает десять негативных утверждений на каждое позитивное2. Позвольте мне повторить это для большей ясности. В СРЕДНЕМ АМЕРИКАНСКОМ ДОМЕ РЕБЕНОК ПОЛУЧАЕТ ДЕСЯТЬ НЕГАТИВНЫХ УТВЕРЖДЕНИЙ НА КАЖДОЕ ПОЗИТИВНОЕ. Теперь я хотел бы спросить вас, было ли такое в вашей жизни. В СРЕДНЕМ АМЕРИКАНСКОМ ДОМЕ РЕБЕНОК ПОЛУЧАЕТ ДЕСЯТЬ НЕГАТИВНЫХ УТВЕРЖДЕНИЙ НА КАЖДОЕ ПОЗИТИВНОЕ. Если нечто подобное или хотя бы отдаленно напоминающее это имело место в вашей жизни, что с практически стопроцентной уверенностью можно говорить о том, что вы боретесь с ощущением неуверенности и ненависти к себе в той или иной форме, по крайней мере время от времени. Но семья, к сожалению, не единственный источник негативного самовосприятия и создания негативного образа личности.

Даже в наш век «просвещенного образования», школьная среда немногим отличается от семей. И здесь исследования показывают3, что СТУДЕНТЫ СЛЫШАТ СЕМЬ НЕГАТИВНЫХ УТВЕРЖДЕНИЙ НА КАЖДОЕ ПОЗИТИВНОЕ. Эти исследования, к сожалению, не охватили церкви, но традиционно можно сказать, что церковь была более склонна говорить нам, что мы грешники, плохие, что сама наша природа – зло, чем семья и школа. На самом деле именно церковь стала для многих первоначальным источником такого мышления4. слишком много христиан видят себя беспомощными грешниками и жертвами первородного греха, и как результат, страдают от более низкой самооценки, чем средние американцы5.

Слишком многие из нас христиан приняли за чистую монету идею о том, что смирение и высокая самооценка являются взаимоисключающими понятиями, между которыми надо тщательно хранить равновесие. Такое мышление вдет к самой настоящей духовной шизофрении – чем лучше я о себе думаю, тем более сильным чувством вины я страдаю. Смирение видится как наше единственное спасение от ереси самовлюбленности. Но на самом деле истинным является нечто абсолютно противоположное. Настоящее смирение может расти и развиваться только в обстановке здоровой самооценки. Смирение не имеет ничего общего с принижением нас, зато имеет очень много общего с возвышением Бога. По словам К. С. Льюиса6, «смирение – это не красивая женщина, притворяющаяся уродиной и не умный человек, притворяющийся глупцом. Это осознание того, что всякий добрый дар исходит от Бога, а не от нас». Только человек с высокой и здоровой самооценкой может использовать данные ему Богом дары, чтобы прославлять Творца. Более неуверенные в себе человек станет стремиться прославить себя. Смирение и высокая самооценка едины.


Кто вы?

В своей профессиональной деятельности и личном духовном пути я получал огромные благословения от чтения книг Нила Андерсона7. Он стал человеком, столкнувшим меня с наиболее основным вопросом жизни: Кто ты? Моей естественной реакцией было:

«Я Стив Дэйли».

«Нет», -- ответил он. – «Это твое имя. Кто ты?»

«Я капеллан и студенческий пастор в университете ЛаСьерра».

«Нет», -- снова сказал он. – «Это твоя должность».

«Я консультант и преподаватель».

«Нет, это то, что ты делаешь».

«Я муж и отец».

«Нет, это отношения, в которые ты вовлечен».

«Я адвентист седьмого дня».

«Нет, это твоя деноминационная принадлежность».

«Я христианин».

«Нет, это твой религиозный выбор».

«Я холерик».

«Нет, это твой темперамент».

«Я INFP».

«Нет, это тип твоей личности по Майерс-Бриггсу. КТО ТЫ?»

Вот тут-то я и понял, что нет никакого смысла говорить о том, что я американец, потому что это моя национальность. Я даже не мог сказать, что я стовосьмидесятитрехсантиметровый мужчина, весящий 75 килограмм. Его ответом было бы: «Это твой рост, вес и пол. Если ты потеряешь ноги, кто ты?» Идея была проста и понятна. Истинное осознание самого себя не могло быть основано на внешности, положении, собственности, зарплате, титулах, степенях, профессиональных достижениях или каких-либо других свершениях. Те люди, у которых есть все это, часто страдают от отсутствия внутреннего мира и безопасности, потому что они отчаянно пытаются найти мир и смысл жизни в таких несущественных вещах. Это абсолютное заблуждение говорить о том, что внешность + работоспособнось + достижения + почитание = смысл жизни и осознание самого себя. Павел говорит: «Мы никого не знаем по плоти» (2 Кор. 5:16). И человек, достигший всего – это тот, кто понимает, что все человеческие достижения – пустота (Еккл. 1:2).


Кто вы во Христе

Единственное «уравнение самого себя», которое работает в Царстве Божьем, выглядит примерно так: «вы + то что вы представляете собой во Христе = целостность, смысл и значение в жизни»8. Другими словами, единственный настоящий ответ на вопрос «кто я?» - это тот ответ, который дает нам Бог.


Кто я?

Я – дите Божье (Ин. 1:12).

Я – друг Христа (Ин. 15:15).

Я – новое творение (2 Кор. 5:17).

Я примирен с Богом (2 Кор. 5:18).

Я – сын Божий (Гал. 3:26, 28).

Я – творение Божье (Еф. 2:10).

Я – святой (1 Кор. 1:2).

Я праведен и свят (Еф. 4:24).

Я сокрыт со Христом в Боге (Кол. 3:3).

Я – враг сатаны (1 Петр. 5:8).

Я избран Богом и свято и нежно любим (Кол. 3:12; 1 Фес. 1:4).

Я – гражданин небесной страны, для которого уже приготовлено место (Фил. 3:20; Еф. 2:6).

Когда я принимаю Христа как своего Спасителя, вопрос «кто я?» получает четкий и ясный ответ. Другими словами дьявол ничего не может сделать, чтобы изменить то кем я являюсь во Христе. Его единственной возможностью является ослепить меня, чтобы я не видел этой реальности и заставить меня поверить в ложь о себе. Хотя я – новое творение и мне была дана новая природа, моя старая природа запрограммировала меня верить в то, что грех все еще является основной контролирующей силой в моей жизни. Дьявол использует это негативное программирование, чтобы выиграть борьбу за мой разум. Он бомбит меня всякого рода обвинениями, так что в моем процессе мышления преобладают негативные мотивы в отношении к себе. Он делает все возможное, чтобы заставить меня поверить в его ложь: «Я никчемный»; «Я такой же, как и был до этого»; «Я неудачник»; «Я лжец»; «Я обманщик»; «Я потерян».

Как христиане мы можем выбрать веру в эту ложь, продолжать оставаться и быть управляемыми нашей старой природой и не испытывать никаких реальных изменений в мышлении и поведении, но мы также можем принять нашу новую природу и то кем мы становимся во Христе и «преобразиться обновлением ума нашего» (Рим. 12:2), принимая Божьи обетования, перечисленные выше. Однако, в этой связи очень радостно видеть, что адвентистская молодежь имеет более сильное чувство принятия самих себя, чем христианская молодежь в целом (см. таблицы 5 и 6) и гораздо менее склонна к суицидальным тенденциям. Слишком многие христиане напоминают сегодня орленка, найденного фермером и вскормленного на птичьем дворе с курами. Он никогда не осознавал себя орлом, потому что все что он видел, были куры. Он вырос и развил мышление курицы, начал кудахтать по-куриному и даже вести себя так. Сегодня церкви полны орлов, которые ведут себя как куры, потому что они так и не осознали то, кем они на самом деле являются во Христе. Добрая же весть заключается здесь в том, что по мере того, как мы как личности обнаруживаем и принимаем истину о нашем новом «я» во Христе и учимся «летать» посредством Его Святого Духа, мы больше не можем относиться к другим как к курам.


Таблица 5
Я нравлюсь себе

Y420

Частота

Процент

Общая частота

Общий процент

1=Определенно не согласен

247

2.5

247

2.5

2=Не согласен

1191

11,9

1438

14,4

4=Согласен

5436

54,5

5874

68,9

5=Определенно согласен

3109

31,1

9983

100,0






Вычет = 590






Таблица 6
Мне трудно принять себя

C10

Частота

Процент

Общая частота

Общий процент

1=Никогда

1997

19.1

1997

19.1

2=Редко

2372

22.7

4369

41.7

3=Время от времени

1480

14.1

5849

55.9

4=Иногда

1684

16.1

7533

71.9

5=Часто

1354

12.9

8887

84.9

6=Почти всегда

982

9.4

9869

94.3

7=Всегда

602

5.7

10471

100,0






Вычет=102





Команда плотника

Вы наверное видели наклейку на бампере, которая говорит: «Мой босс – один еврейский плотник». Но что означает быть частью строительной бригады Христа? Во-первых, это означает, что мы должны восстанавливать людей, а не разрушать их. Слишком часто в моей собственной жизни, даже после того, как я стал христианином, я был виновен в том, что верил лжи сатаны о себе и ближних и начинал критиковать и проклинать, вместо того, чтобы поддерживать и благословлять. В огромной степени эти слова стали «самоисполяющимися пророчествами» в моей жизни или в жизни тех, к кому я их обращал9. Это также происходит и в жизни детей, которых постоянно критиковали родители10. Но когда мы на самом деле понимаем и принимаем то, кем мы становимся во Христе, нам дается сила видеть себя и других с совершенно новой точки зрения. Не только я – сын Божий, но и вы тоже.

Каждое обетование, которое я применяю к себе, применимо и по отношению к вам. Мой язык становится жезлом, постоянно помогающим другим осознать то, кем они являются во Христе, чтобы и они могли оставить сатанинскую команду разрушителей и примкнуть к строительной бригаде Христа. Пока Христос не вернется, мы все – грешные существа (1 Ин. 1:8, 10; Гал. 5:16; Рим. 7:14 и далее), но наша задача – не сосредотачиваться на нашей собственной греховности или грехах других. Нам следует видеть доброе в людях и поддерживать его, не потому что я или какой-то проповедник сказал это, но потому что Бог говорит так: «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим» (Еф. 4:29). Бог видит нас святыми и называет нас святыми. Когда мы увидим в таком свете самих себя и наших единоверцев, гораздо более вероятно, что люди в мире тоже начнут называть нас так.


Примечания.

  1. Robert Burns, Family Centered Circle Drawings (New York: Brunner, 1990); см. также David W. Winnicott, Therapeutic consultations in Child Psychiatry (New York: Basic, 1971).

  2. Neil T. Anderson, Victory over the Darkness (Ventura, CA: Regal, 1990), 63ff.

  3. Anderson, 63ff.

  4. Matthew Fox, Original Blessing (Santa Fe, NM: Bear, 1983).

  5. Schuler, 17ff.

  6. Цитируется в Neil T. Anderson, Bondage Breaker (Eugene, OR: Harvest, 1990), 100.

  7. Anderson, Victory, 17—36.

  8. Anderson, Victory.

  9. Derek Prince, Blessing or Curse (Terrytown, NY: Chosen, 1990); ср. Daily, Adolescens.

  10. Gary Smalley and John Trent, The Blessing (Nashville: Nelson, 1986).


No comments: